Удаленные процедуры. Вызов удаленных процедур: подробная инструкция. RPC, Messaging, REST: Терминология Удаленный вызов процедур rpc работает

  • 25.01.2022

Идея вызова удаленных процедур (Remote Procedure Call - RPC) состоит в расширении хорошо известного и понятного механизма передачи управления и данных внутри программы, выполняющейся на одной машине, на передачу управления и данных через сеть. То есть, клиентское приложение обращается к процедурам, хранящимся на сервере. Средства удаленного вызова процедур предназначены для облегчения организации распределенных вычислений. Наибольшая эффективность использования RPC достигается в тех приложениях, в которых существует интерактивная связь между удаленными компонентами с небольшим временем ответов и относительно малым количеством передаваемых данных. Такие приложения называются RPC-ориентированными.

Характерными чертами RPC являются:

Асимметричность, то есть одна из взаимодействующих сторон является инициатором;

Синхронность, то есть выполнение вызывающей процедуры приостанавливается с момента выдачи запроса и возобновляется только после возврата из вызываемой процедуры.

Существует несколько реализаций процедур удаленного вызова в различных операционных системах. В операционной системе UNIX используется процедура под одноименным названием (Remote Procedure Call - RPC). Данная процедура внедрена в ядро системы. Ее выполнение обеспечивается протоколом RPC. В операционных системах Windows удаленный вызов процедур начал развиваться на базе механизмов OLE, которые постепенно развились в технологию DCOM (Distributed Component Object Model). Данная технология позволяет создавать достаточно мощные распределенные сетевые вычислительные среды. В технологии используются фирменные протоколы Microsoft.

Механизм работы RPC

Перед непосредственным вызовом на клиентской и серверной стороне должны быть созданы специальные структуры (процедуры, файлы) - это так называемые клиентский стаб (stub) и серверный скелетон (skeleton), которые необходимы для корректной работы RPC. Чаще всего, они генерируются автоматически специальными утилитами по основному коду программы.

При удаленном вызове процедуры в распределенной системе происходят следующие действия:

1. Процедура клиента вызывает стаб как обычную процедуру. Стаб упаковывает параметры (маршализация, marshaling).

2. Стаб обращается к ядру ОС.

3. Ядро посылает сообщение на удаленную машину (ядру удаленного ПК).

4. Передача полученного сообщения скелетону серверного процесса.

5. Распаковка параметров (демаршализация, unmarshaling). Вызов требуемой процедуры.

6. Процедура на сервере выполняется. Возвращает результаты скелетону.

7. Скелетон упаковывает результат.

8. Передача результата ядру.

9. Ядро сервера передает сообщение по сети ядру клиента.

10. Ядро клиента обращается к стабу. Стаб распаковывает полученный результат.

11. Передача от стаба клиентскому процессу.

Служба "Удаленный вызов процедур (RPC)" в ОС Windows

Для того чтобы понять важность механизма удаленного вызова процедур, можно рассмотреть хотя бы список утилит и служб, которые не работают без RPC в ОС Windows 2000. Фактически, отключение службы RPC в указанной среде приводит к краху всей системы. Итак, от службы "Удаленный вызов процедур (RPC)" зависят:

1. Telnet - позволяет удаленному пользователю войти в систему и запустить программы консоли с помощью командной строки.

2. Windows Installer - устанавливает, удаляет или восстанавливает программное обеспечение в соответствии с инструкциями файлов MSI.

3. Агент политики IPSEC - управляет политикой IP-безопасности и запускает ISAKMP/Oakley (IKE) и драйвер IP-безопасности.

4. Диспетчер очереди печати - загружает в память файлы для последующей печати.

5. Защищенное хранилище - обеспечивает защищенное хранение секретных данных, таких как закрытые ключи, для предотвращения несанкционированного доступа служб, процессов или пользователей.

6. Инструментарий управления Windows - предоставляет информацию об управлении системой.

7. Клиент отслеживания изменившихся связей - посылает оповещения о файлах, перемещенных между томами NTFS в сетевом домене.

8. Координатор распределенных транзакций - координация транзакций, распределенных по нескольким базам данных, очередям сообщений, файловым системам или другим защищенным диспетчерам ресурсов транзакций.

9. Маршрутизация и удаленный доступ - предлагает услуги маршрутизации организациям в локальной и глобальной сетях.

10. Планировщик заданий - позволяет выполнять программы в назначенное время.

11. Сетевые подключения - управляет объектами папки "Сеть и удаленный доступ к сети", отображающей свойства локальной сети и подключений удаленного доступа.

12. Система событий COM+ - автоматическое распространение событий подписавшимся компонентам COM.

13. Служба индексирования - индексирование для быстрого поиска.

14. Служба сообщений - посылает и получает сообщения, переданные администраторами или службой оповещений.

15. Служба факсов - помогает отправлять и принимать факсимильные сообщения.

16. Съемные ЗУ - управляет съемными носителями, дисками и библиотеками.

17. Телефония - обеспечивает поддержку Telephony API (TAPI) для программ, управляющих телефонным оборудованием и голосовыми IP-подключениями на этом компьютере, а также через ЛВС - на серверах, где запущена соответствующая служба.

RMI-приложения

Вызов Удаленных Методов Remote Method Invocation (RMI) является реализацией идей RPC для языка программирования Java.

RMI - продукт компании JavaSoft, разработанный для Java и интегрированный в JDK 1.1 и выше. RMI реализует распределенную модель вычислений и обеспечивает средства коммуникации между Java-программами (виртуальными Java-машинами), выполняющимися на одном или нескольких удаленных компьютерах. RMI позволяет клиентским и серверным приложениям через сеть вызывать методы клиентов/серверов, выполняющихся на виртуальных Java-машинах. Основное преимущество RMI заключается в том, что он предоставляет программисту программируемый интерфейс более высокого уровня, который позволяет передавать ссылку на удаленный объект в качестве аргумента или возвращать ее в качестве результата. RMI требует, чтобы на обоих концах соединения выполнялись Java-программы. Сетевое соединение достигается с использованием TCP/IP-протокола. Архитектура RMI приведена на рис. "Архитектура RMI".

Client Stub (переходник для клиента - некая сущность на клиенте, которая обеспечивает функции приема/передачи), и Server Skeleton (переходник для сервера - некая сущность на сервере, которая обрабатывает удаленные вызовы) порождены от общего интерфейса, но различаются тем, что Client Stub служит просто для подсоединения к RMI Registry, а Server Stub используется для связи непосредственно с функциями сервера.

RMI является в действительности новым видом брокера объектных запросов, который строится на объектной модели Java. Как и ORB, RMI вводит пять ключевых моментов:

1. Позволяет перемещать код в дополнение к данным.

2. Практически обеспечивает безопасность выполнения загружаемого кода.

3. Позволяет передавать объекты по значению.

4. Использует Java как язык определения интерфейса и как язык реализации.

5. Использует именующую схему на базе унифицированного указателя ресурсов Uniform Resource Locator (URL).

При этом производится преобразование объектов в последовательную форму - в поток байтов, передаваемых как параметр в сообщении с помощью протокола TCP/IP.

Интерфейсы RMI можно разделить на 4 категории:

Ядро RMI - определяет интерфейсы, необходимые для выполнения вызовов удаленных методов;

Служба именования RMI - определяет интерфейсы и классы, позволяющие получить ссылки на серверные объекты по имени;

Безопасность RMI - определяет новый менеджер безопасности RMI и интерфейсы загрузчика классов (RMI расширяет механизм загрузки классов Java по требованию на загрузку стаба);

Маршализация (упаковка запроса, включая параметры, возвращаемое значение, сам запрос, в стандартный формат, пригодный для передачи по сети) - RMI определяет интерфейсы нижнего уровня для маршализации удаленных объектов, которые используются для записи объектов Java в поток и для чтения объекта из потока.

JavaSoft и OMG работают над сближением объектных моделей RMI и CORBA. Это сближение происходит в двух областях:

RMI через IIOP. JavaSoft разрабатывает версию RMI, которая работает поверх транспорта IIOP. IIOP предоставляет следующие преимущества для RMI:

1. Встроенную поддержку для распространения транзакций.

2. Поддержку брандмауэра на основе ORB с помощью заместителя IIOP (без HTTP-туннелирования).

3. Взаимодействие с объектами, написанными на других языках через подмножество RMI/IDL.

4. Открытый стандарт распределенных объектов.

RMI/IDL. Стандарт CORBA Java в IDL является стандартом сближения CORBA/RMI. Он позволяет программистам Java определять интерфейсы CORBA c помощью семантики Java RMI вместо CORBA IDL. Компилятор использует эту семантику для автоматического создания CORBA IDL, стабов и скелетонов. Подмножество RMI/IDL позволяет программам RMI вызываться многоязычными клиентами CORBA с помощью IIOP; он также позволяет RMI-программам вызывать объекты CORBA, написанные на других языках.

RMI через IIOP кажется хорошим решением для системы CORBA/Java, поскольку объединяет две мощные технологии. Основным достоинством RMI является то, что с его помощью можно наиболее быстро и просто создать небольшую распределенную систему в чисто Java-среде. Основным недостатком RMI является невозможность интегрирования этого механизма с существующими приложениями.

Сравнение распределенных и нераспределенных Java-программ

Разработчики RMI стремились сделать использование распределенных Java-объектов таким же, как и использование локальных объектов. В следующей таблице перечислены некоторые важные отличия.

Интерфейсы в RMI

Архитектура RMI основана на одном важном принципе: определение поведения и реализация этого поведения считаются разными понятиями. RMI дает возможность разделить и выполнить на разных JVM код, определяющий поведение, и код, реализующий поведение.

Это соответствует требованиям распределенных систем, в которых клиенты знают об определениях служб, а серверы предоставляют эти службы. Конкретно в RMI определение удаленной службы кодируется при помощи интерфейса Java. Реализация удаленной службы кодируется в классе. Таким образом, ключ к пониманию RMI - помнить, что интерфейсы определяют поведение, а классы определяют реализацию.

Помните, что интерфейсы Java не содержат исполняемого кода. RMI поддерживает два класса, реализующих один и тот же интерфейс. Первый класс является реализацией поведения и исполняется на сервере. Второй класс работает как промежуточный интерфейс для удаленной службы и исполняется на клиентской машине.

Клиентская программа вызывает методы прокси-объекта, RMI передает запрос на удаленную JVM и направляет его в реализацию объекта. Любые возвращаемые из реализации значения передаются назад в прокси-объект и затем в клиентскую программу.

Уровни архитектуры RMI

Реализация RMI, по существу, состоит из трех абстрактных уровней. Первый - это уровень заглушки и скелета, расположенный непосредственно перед разработчиком. Этот уровень перехватывает вызовы методов, произведенные клиентом при помощи переменной-ссылки на интерфейс, и переадресует их в удаленную службу RMI.

Следующий уровень - уровень удаленной ссылки. Этот уровень понимает, как интерпретировать и управлять ссылками на удаленные объекты служб. В JDK 1.1 этот уровень соединяет клиентов с удаленными объектами служб, которые исполняются на сервере. Это соединение является связью типа один к одному (однонаправленное соединение). В Java 2 SDK этот уровень был расширен поддержкой активации пассивных удаленных объектов при помощи технологии Remote Object Activation.

Транспортный уровень основан на соединениях TCP/IP между сетевыми машинами. Он обеспечивает основные возможности соединения и некоторые стратегии защиты от несанкционированного доступа. При использовании уровневой архитектуры каждый из уровней может быть изменен или заменен без воздействия на остальную систему. Например, транспортный уровень может быть заменен протоколом UDP/IP без изменения остальных уровней.

Поиск удаленных объектов

При рассмотрении архитектуры RMI возникает вопрос: "Как клиент находит удаленную службу RMI?". Клиенты находят удаленные службы, используя службу имен или каталогов. Как клиент может найти службу, используя службу? Но это действительно так. Служба имен или каталогов исполняется на хорошо известном хосте и имеет известный номер порта (хорошо известный означает, что все в организации знают об этом).

RMI может использовать много различных служб каталогов, включая Java Naming and Directory Interface (JNDI). RMI и сама включает в себя простую службу, называемую реестром RMI, rmiregistry. Реестр RMI работает на каждой машине, содержащей объекты удаленных служб и принимающей запросы на обслуживание, по умолчанию используя порт 1099. На хосте программа сервера создает удаленную службу, предварительно создавая локальный объект, реализующий эту службу. Затем она экспортирует этот объект в RMI. Как только объект экспортирован, RMI создает службу прослушивания, ожидающую соединения с клиентом и запроса службы. После экспорта, сервер регистрирует объект в реестре RMI, используя общедоступное имя.

На стороне клиента к реестру RMI доступ обеспечивается через статический класс Naming. Он предоставляет метод lookup(), который клиент использует для запросов к реестру. Метод lookup() принимает URL, указывающий на имя хоста и имя требуемой службы. Метод возвращает удаленную ссылку на обслуживающий объект. URL принимает следующий вид:

rmi:// [:] /
где host_name - это имя, распознаваемое в локальной сети (LAN), или DNS-имя в сети Internet. Необходимо только указать name_service_port, если служба имен исполняется на порте, отличном от принимаемого по умолчанию 1099.

Использование RMI

Рабочая RMI-система состоит из нескольких частей: определение интерфейсов для удаленных служб, реализация удаленных служб, файлы заглушки и скелета, сервер, предоставляющий удаленные службы, служба имен RMI, дающая возможность клиентам найти удаленные службы, поставщик файла классов (HTTP или FTP-сервер), клиентская программа, которая нуждается в удаленных службах.

Если предположить, что RMI-система уже спроектирована, для ее создания необходимо выполнить следующие шаги:

1. Написать и откомпилировать Java-код для интерфейсов.

2. Написать и откомпилировать Java-код для классов реализации.

3. Создать файлы классов заглушки и скелета из классов реализации.

4. Написать Java-код программы хоста для удаленного обслуживания.

5. Разработать Java-код для клиентской программы RMI.

6. Установить и запустить RMI-систему.

Пример RMI - приложения

Первым шагом является написание и компилирование Java-кода для интерфейсов служб. Интерфейс Calculator определяет все удаленные возможности, предлагаемые службой:

public interface Calculator extends java.rmi.Remote {
public long add(long a, long b) throws java.rmi.RemoteException;
public long sub(long a, long b) throws java.rmi.RemoteException;
public long mul(long a, long b) throws java.rmi.RemoteException;
public long div(long a, long b) throws java.rmi.RemoteException;
}

Обратите внимание, что этот интерфейс расширяет интерфейс Remote, и в сигнатуре каждого метода определяется, что он может генерировать объект RemoteException. Вообще, объект называется удаленным, если он реализует интерфейс Remote. "Реализует" в смысле заголовка (public interface Calculator extends java.rmi.Remote), никаких методов в этом интерфейсе нет. Это - метка. Теперь необходимо написать реализацию удаленной службы. Ниже приведен класс CalculatorImpl:

public class CalculatorImpl extends java.rmi.server.UnicastRemoteObject
implements Calculator {
// Реализации должны иметь явный конструктор для того, чтобы объявить
// исключительную ситуацию RemoteException
public CalculatorImpl()
throws java.rmi.RemoteException {
super();
}
public long add(long a, long b) throws java.rmi.RemoteException {
return a + b;
}
public long sub(long a, long b) throws java.rmi.RemoteException {
return a - b;
}
public long mul(long a, long b) throws java.rmi.RemoteException {
return a * b;
}
public long div(long a, long b) throws java.rmi.RemoteException {
return a / b;
}
}

Класс реализации использует Unicast RemoteObject для присоединения к системе RMI. В данном примере класс реализации непосредственно расширяет UnicastRemoteObject. Это не является обязательным требованием. Класс, не расширяющий UnicastRemoteObject, может использовать свой метод exportObject() для присоединения к RMI. Если класс расширяет UnicastRemoteObject, он должен обеспечить конструктор, объявляющий, что он может сгенерировать объект RemoteException. Если этот конструктор вызывает метод super(), он активизирует код в UnicastRemoteObject, который выполняет RMI-соединение и инициализацию удаленного объекта.

Удаленные службы RMI должны быть помещены в процесс сервера. Класс CalculatorServer является очень простым сервером, предоставляющим простые элементы для размещения.

import java.rmi.Naming;

public class CalculatorServer {
public CalculatorServer() {
try {
Calculator c = new CalculatorImpl();
Naming.rebind("
rmi://localhost:1099/
CalculatorService", c);
} catch (Exception e) {
System.out.println("Trouble: " + e);
}
}
new CalculatorServer();
}
}

Исходный код клиента, к примеру, может быть следующий:

import java.rmi.Naming;
import java.rmi.RemoteException;
import java.net.MalformedURLException;
import java.rmi.NotBoundException;
public class CalculatorClient {
public static void main(String args) {
try {
Calculator c = (Calculator)
Naming.lookup(
"rmi://remotehost
/CalculatorService");
System.out.println(c.sub(4, 3));
System.out.println(c.add(4, 5));
System.out.println(c.mul(3, 6));
System.out.println(c.div(9, 3));
}
catch (MalformedURLException murle) {
System.out.println();
System.out.println(
"MalformedURLException");
System.out.println(murle);
}
catch (RemoteException re) {
System.out.println();
System.out.println(
"RemoteException");
System.out.println(re);
}
catch (NotBoundException nbe) {
System.out.println();
System.out.println(
"NotBoundException");
System.out.println(nbe);
}
catch (
java.lang.ArithmeticException
ae) {
System.out.println();
System.out.println(
"java.lang.ArithmeticException");
System.out.println(ae);
}
}
}

Теперь можно запускать систему. Сделать это можно (после получения соответствующих class-файлов и размещения их на одном или разных ПК) так:

1. Запустить реестр RMI ("rmiregistry").

2. Запустить сервер ("java CalculatorServer").

3. Запустить клиент ("java CalculatorClient").

Если все пройдет хорошо, вы увидите следующую информацию:

1
9
18
3

Вот и все - работающая система RMI готова. Даже если вы запустили три консоли на одном и том же компьютере, RMI использует стек протоколов TCP/IP вашей сети для взаимодействия между тремя отдельными JVM. Это вполне законченная RMI-система.

Распространение классов RMI

Для запуска RMI-приложения файлы поддерживающих классов должны быть расположены в таких местах, где бы они могли быть найдены сервером и клиентами.

Для сервера должны быть доступны (для загрузчика классов) классы:

Реализации удаленных служб

Скелеты для классов реализации (только для серверов, основанных на JDK 1.1)

Заглушки для классов реализации

Все остальные классы сервера

Для клиента должны быть доступны (для загрузчика классов) классы:

Определения интерфейса удаленной службы

Заглушки для классов, реализующих удаленную службу

Классы сервера для объектов, используемых клиентом (таких, как возвращаемое значение)

Все остальные классы клиента

Если вы знаете, какие файлы должны быть размещены на различных узлах сети, то сделать их доступными для каждого загрузчика классов JVM не составит труда.

Распределенная сборка мусора

Одним из преимуществ программирования для платформы Java является отсутствие беспокойства о распределении памяти. JVM имеет автоматический сборщик мусора, который освобождает память, занимаемую любым объектом, который больше не используется исполняющейся программой. Одним из требований к разработке RMI была ее бесшовная интеграция в язык программирования Java, включая и сборку мусора. Разработка эффективного сборщика мусора для одной машины является тяжелой задачей; разработка распределенного сборщика мусора является очень тяжелой задачей. RMI-система обеспечивает подсчитывающий ссылки алгоритм распределенной сборки мусора, основанный на сетевых объектах, используемых в Modula-3. Эта система при работе следит за тем, какие клиенты запросили доступ к удаленным объектам, выполняющимся на сервере. Когда появляется ссылка, сервер помечает объект как "грязный", а когда клиент удаляет ссылку, объект помечается как "чистый".

Интерфейс к DGC (распределенный сборщик мусора) скрыт на уровне заглушек и скелетов. Однако удаленный объект может реализовать интерфейс java.rmi.server.Unreferenced и получить уведомление через метод unreferenced, когда нет больше ни одного клиента, содержащего живую ссылку. В дополнение к механизму подсчета ссылок живая ссылка в клиенте имеет срок аренды с указанным временем. Если клиент не обновляет соединение к удаленному объекту до истечения срока аренды, ссылка считается мертвой и удаленный объект может быть утилизирован сборщиком мусора. Время аренды управляется системным свойством java.rmi.dgc.leaseValue. Его значение указывается в миллисекундах и по умолчанию равно 10 минутам. Из-за такой семантики сборки мусора, клиент должен быть подготовлен для работы с объектами, которые могут "исчезать".

Заключение

Технология Remote Method Invocation (RMI), впервые представленная в JDK 1.1, продвинула сетевое программирование на более высокий уровень. Хотя RMI относительно проста в использовании и не лишена недостатков, она является необыкновенно мощной технологией и раскрывает перед обычным Java-программистом полностью новую парадигму - мир распределенных объектных вычислений.


Удалённый вызов процедур (или Вызов удалённых процедур ) (от англ. Remote Procedure Call (RPC) ) - класс технологий, позволяющих компьютерным программам вызывать функции или процедуры в другом адресном пространстве (как правило, на удалённых компьютерах). Обычно, реализация RPC технологии включает в себя два компонента: сетевой протокол для обмена в режиме клиент-сервер и язык сериализации объектов (или структур, для необъектных RPC). Различные реализации RPC имеют очень отличающуюся друг от друга архитектуру и разнятся в своих возможностях: одни реализуют архитектуру SOA , другие CORBA или DCOM . На транспортном уровне RPC используют в основном протоколы TCP и UDP , однако, некоторые построены на основе HTTP (что нарушает архитектуру ISO/OSI, так как HTTP изначально не транспортный протокол).

Реализации

Существуют множество технологий, обеспечивающих RPC:

  • Sun RPC (бинарный протокол на базе TCP и UDP и XDR) RFC-1831 второе название ONC RPC RFC-1833
  • .Net Remoting (бинарный протокол на базе TCP, UDP, HTTP)
  • SOAP - Simple Object Access Protocol (текстовый протокол на базе HTTP) см. спецификацию: RFC-4227
  • XML RPC (текстовый протокол на базе HTTP) см. спецификацию: RFC-3529
  • Java RMI - Java Remote Method Invocation - см. спецификацию: http://java.sun.com/j2se/1.5.0/docs/guide/rmi/index.html
  • JSON-RPC JavaScript Object Notation Remote Procedure Calls (текстовый протокол на базе HTTP) см. спецификацию: RFC-4627
  • DCE/RPC - Distributed Computing Environment / Remote Procedure Calls (бинарный протокол на базе различных транспортных протоколов, в том числе TCP/IP и Named Pipes из протокола SMB/CIFS)
  • DCOM - Distributed Component Object Model известный как MSRPC Microsoft Remote Procedure Call или «Network OLE» (объектно-ориентированное расширение DCE RPC, позволяющее передавать ссылки на объекты и вызывать методы объектов через таковые ссылки)

Принцип

Идея вызова удалённых процедур (Remote Procedure Call - RPC) состоит в расширении хорошо известного и понятного механизма передачи управления и данных внутри программы, выполняющейся на одной машине, на передачу управления и данных через сеть. Средства удалённого вызова процедур предназначены для облегчения организации распределённых вычислений и создания распределенных клиент-серверных информационных систем. Наибольшая эффективность использования RPC достигается в тех приложениях, в которых существует интерактивная связь между удалёнными компонентами с небольшим временем ответов и относительно малым количеством передаваемых данных. Такие приложения называются RPC-ориентированными.

Реализация удалённых вызовов существенно сложнее реализации вызовов локальных процедур. Можно обозначить следующие проблемы и задачи, которые необходимо решить при реализации RPC:

  • Так как вызывающая и вызываемая процедуры выполняются на разных машинах, то они имеют разные адресные пространства, и это создает проблемы при передаче параметров и результатов, особенно если машины находятся под управлением различных операционных систем или имеют различную архитектуру (например, используется прямой или обратный порядок байтов). Так как RPC не может рассчитывать на разделяемую память, то это означает, что параметры RPC не должны содержать указателей на ячейки нестековой памяти и что значения параметров должны копироваться с одного компьютера на другой. Для копирования параметров процедуры и результата выполнения через сеть выполняется их сериализация .
  • В отличие от локального вызова удалённый вызов процедур обязательно использует транспортный уровень сетевой архитектуры (например TCP), однако это остается скрытым от разработчика.
  • Выполнение вызывающей программы и вызываемой локальной процедуры в одной машине реализуется в рамках единого процесса. Но в реализации RPC участвуют как минимум два процесса - по одному в каждой машине. В случае, если один из них аварийно завершится, могут возникнуть следующие ситуации: при аварии вызывающей процедуры удалённо вызванные процедуры станут «осиротевшими», а при аварийном завершении удалённых процедур станут «обездоленными родителями» вызывающие процедуры, которые будут безрезультатно ожидать ответа от удалённых процедур.
  • Существует ряд проблем, связанных с неоднородностью языков программирования и операционных сред: структуры данных и структуры вызова процедур, поддерживаемые в каком-либо одном языке программирования, не поддерживаются точно так же во всех других языках. Таким образом имеется проблема совместимости, до сих пор не решённая ни с помощью введения одного общепринятого стандарта, ни с помощью реализации нескольких конкурирующих стандартов на всех архитектурах и во всех языках.

Подсистемы

  • Транспортная подсистема

Управление исходящими и входящими соединениями. - поддержка понятия «граница сообщения» для транспортных протоколов, не поддерживающих его непосредственно (TCP). - поддержка гарантированной доставки для транспортных протоколов, не поддерживающих ее непосредственно (UDP).

  • Пул потоков (только для вызываемой стороны). Предоставляет контекст выполнения для вызванного по сети кода.
  • Маршалинг (также называется «сериализация»). Упаковка параметров вызовов в поток байт стандартным образом, не зависящим от архитектуры (в частности, от порядка байт в слове). В частности, ему могут подвергаться массивы, строки и структуры, на которые указывают параметры-указатели.
  • Шифрование пакетов и наложение на них цифровой подписи .
  • Аутентификация и авторизация. Передача по сети информации, идентифицирующей субъект, осуществляющий вызов.

В некоторых реализациях RPC (.NET Remoting) границы подсистем являются открытыми полиморфными интерфейсами, и возможно написать свою реализацию почти всех перечисленных подсистем. В других реализациях (DCE RPC в Windows) это не так.

См. также

Вызов удаленных процедур (RPC) Концепция удаленного вызова процедур

Идея вызова удаленных процедур (Remote Procedure Call - RPC) состоит в расширении хорошо известного и понятного механизма передачи управления и данных внутри программы, выполняющейся на одной машине, на передачу управления и данных через сеть. Средства удаленного вызова процедур предназначены для облегчения организации распределенных вычислений. Наибольшая эффективность использования RPC достигается в тех приложениях, в которых существует интерактивная связь между удаленными компонентами с небольшим временем ответов и относительно малым количеством передаваемых данных. Такие приложения называются RPC-ориентированными.

Характерными чертами вызова локальных процедур являются:

  • Асимметричность, то есть одна из взаимодействующих сторон является инициатором;
  • Синхронность, то есть выполнение вызывающей процедуры приостанавливается с момента выдачи запроса и возобновляется только после возврата из вызываемой процедуры.

Реализация удаленных вызовов существенно сложнее реализации вызовов локальных процедур. Начнем с того, что поскольку вызывающая и вызываемая процедуры выполняются на разных машинах, то они имеют разные адресные пространства, и это создает проблемы при передаче параметров и результатов, особенно если машины не идентичны. Так как RPC не может рассчитывать на разделяемую память, то это означает, что параметры RPC не должны содержать указателей на ячейки нестековой памяти и что значения параметров должны копироваться с одного компьютера на другой. Следующим отличием RPC от локального вызова является то, что он обязательно использует нижележащую систему связи, однако это не должно быть явно видно ни в определении процедур, ни в самих процедурах. Удаленность вносит дополнительные проблемы. Выполнение вызывающей программы и вызываемой локальной процедуры в одной машине реализуется в рамках единого процесса. Но в реализации RPC участвуют как минимум два процесса - по одному в каждой машине. В случае, если один из них аварийно завершится, могут возникнуть следующие ситуации: при аварии вызывающей процедуры удаленно вызванные процедуры станут «осиротевшими», а при аварийном завершении удаленных процедур станут «обездоленными родителями» вызывающие процедуры, которые будут безрезультатно ожидать ответа от удаленных процедур.

Кроме того, существует ряд проблем, связанных с неоднородностью языков программирования и операционных сред: структуры данных и структуры вызова процедур, поддерживаемые в каком-либо одном языке программирования, не поддерживаются точно так же во всех других языках.

Эти и некоторые другие проблемы решает широко распространенная технология RPC, лежащая в основе многих распределенных операционных систем. Базовые операции RPC

Чтобы понять работу RPC, рассмотрим вначале выполнение вызова локальной процедуры в обычной машине, работающей автономно. Пусть это, например, будет системный вызов

count=read (fd, buf, nbytes);

где fd - целое число, buf - массив символов, nbytes - целое число.

Чтобы осуществить вызов, вызывающая процедура заталкивает параметры в стек в обратном порядке (рисунок 3.1). После того, как вызов read выполнен, он помещает возвращаемое значение в регистр, перемещает адрес возврата и возвращает управление вызывающей процедуре, которая выбирает параметры из стека, возвращая его в исходное состояние. Заметим, что в языке С параметры могут вызываться или по ссылке (by name), или по значению (by value). По отношению к вызываемой процедуре параметры-значения являются инициализируемыми локальными переменными. Вызываемая процедура может изменить их, и это не повлияет на значение оригиналов этих переменных в вызывающей процедуре.

Если в вызываемую процедуру передается указатель на переменную, то изменение значения этой переменной вызываемой процедурой влечет изменение значения этой переменной и для вызывающей процедуры. Этот факт весьма существенен для RPC.

Существует также другой механизм передачи параметров, который не используется в языке С. Он называется call-by-copy/restore и состоит в необходимости копирования вызывающей программой переменных в стек в виде значений, а затем копирования назад после выполнения вызова поверх оригинальных значений вызывающей процедуры.

Решение о том, какой механизм передачи параметров использовать, принимается разработчиками языка. Иногда это зависит от типа передаваемых данных. В языке С, например, целые и другие скалярные данные всегда передаются по значению, а массивы - по ссылке.

Применение

Значительная часть инструментов удаленного управления операционной системой Windows (Event Viewer, Server Manager, управление печатью, списками пользователей) использует DCE RPC как средство общения по сети между управляемой службой и управляющим приложением пользовательского интерфейса. Поддержка DCE RPC присутствовала в Windows NT с самой первой версии 3.1. Клиенты DCE RPC поддерживались и в облегченной линии операционных системы Windows 3.x/95/98/Me.

Системные библиотеки Windows, предоставляющие возможности такого управления и служашие базовым уровнем для управляюших приложений пользовательского интерфейса (netapi32.dll и отчасти advapi32.dll), на деле содержат в себе клиентский код интерфейсов DCE RPC, осуществляющих это управление.

Это архитектурное решение было предметом активной критики в адрес Microsoft. Универсальные процедуры маршаллинга, присутствующие в DCE RPC, очень сложны и имеют огромный потенциал наличия дефектов, эксплуатируемых в сети путем посылки умышленно искаженного пакета DCE RPC. Значительная часть дефектов безопасности Windows, обнаруженных с конца 90-х до середины 2000-х годов, представляла собой именно ошибки в коде маршаллинга DCE RPC.

Помимо DCE RPC, в Windows активно применяется технология DCOM. Так, например, она используется как средство общения между инструментами управления веб-сервером IIS и собственно управляемым сервером. Полнофункциональный интерфейс общения с почтовой системой MS Exchange Server - MAPI - также основан на DCOM.

Механизм сокетов

Механизм сокетов (sockets) впервые появился в версии 4.3 BSD UNIX (Berkeley Software Distribution UNIX - ветвь UNIX, начавшая развиваться в калифорнийском университете Беркли). Позже он превратился в одну из самых популярных систем сетевого обмена сообщениями. Сегодня этот механизм реализован во многих операционных системах, иногда его по-прежнему называют Berkeley Sockets, отдавая дань уважения его создателям, хотя существует большое количество его реализаций как для различных ОС семейства UNIX, так и для других ОС, например для ОС семейства Windows, где он носит название Windows Sockets (WinSock).

Механизм сокетов обеспечивает удобный и достаточно универсальный интерфейс обмена сообщениями, предназначенный для разработки сетевых распределенных приложений. Его универсальность обеспечивают следующие концепции.

Независимость от нижележащих сетевых протоколов и технологий. Для этого используется понятие коммуникационный домен (communication domain). Коммуникационный домен обладает некоторым набором коммуникационных свойств, определяющих способ именования сетевых узлов и ресурсов, характеристики сетевых соединений (надежные, дейтаграммные, упорядоченные), способы синхронизации процессов и т. п. Одним из наиболее популярных доменов является домен Интернета с протоколами стека TCP/IP.

Использование абстрактной конечной точки соединения, получившей название сокет (socket - гнездо). Сокет - это точка, через которую сообщения уходят в сеть или принимаются из сети. Сетевое соединение между двумя процессами осуществляется через пару сокетов. Каждый процесс пользуется своим сокетом, при этом сокеты могут находится как на разных компьютерах, так и на одном (в этом случае сетевое межпроцессное взаимодействие сводится к локальному).

Сокет может иметь как высокоуровневое символьное имя (адрес), так и низкоуровневое, отражающее специфику адресации определенного коммуникационного домена. Например, в домене Интернета низкоуровневое имя представлено парой (IP-адрес, порт).

Для каждого коммуникационного домена могут существовать сокеты различных типов. С помощью типа сокета можно задавать определенный вид взаимодействия, имеющий смысл для домена. Так, во многих доменах существуют дейтаграммные соединения (datagram) и соединения потоковые (stream), гарантирующие надежную упорядоченную доставку.

Еще одним удобным механизмом, облегчающим взаимодействие операционных систем и приложений по сети, является механизм вызова удаленных процедур (Remote Procedure Call, RPC). Этот механизм представляет собой надстройку над системой обмена сообщениями ОС, поэтому в ряде случаев он позволяет более удобно и прозрачно организовать взаимодействие программ по сети, однако его полезность не универсальна.

Идея вызова удаленных процедур состоит в расширении хорошо известного и понятного механизма передачи управления и данных внутри программы, выполняющейся на одной машине, на передачу управления и данных через сеть. Средства удаленного вызова процедур предназначены для облегчения организации распределенных вычислений. Впервые механизм RPC реализовала компания Sun Microsystems, и он хорошо соответствует девизу «Сеть - это компьютер», взятому этой компанией на вооружение, так как приближает сетевое программирование к локальному. Наибольшая эффективность RPC достигается в тех приложениях, в которых существует интерактивная связь между удаленными компонентами с небольшим временем ответов и относительно малым количеством передаваемых данных. Такие приложения называются RPC-ориентированными.

Характерными чертами вызова локальных процедур являются:

Асимметричность - одна из взаимодействующих сторон является инициатором взаимодействия;

Синхронность - выполнение вызывающей процедуры блокируется с момента выдачи запроса и возобновляется только после возврата из вызываемой процедуры.

Реализация удаленных вызовов существенно сложнее реализации вызовов локальных процедур. Начнем с того, что поскольку вызывающая и вызываемая процедуры выполняются на разных машинах, то они имеют разные адресные пространства и это создает проблемы при передаче параметров и результатов, особенно если машины и их операционные системы не идентичны. Так как RPC не может рассчитывать на разделяемую память, это означает, что параметры RPC не должны содержать указателей на ячейки памяти и что значения параметров должны как-то копироваться с одного компьютера на другой.

Следующим отличием RPC от локального вызова является то, что он обязательно использует нижележащую систему обмена сообщениями, однако это не должно быть явно видно ни в определении процедур, ни в самих процедурах. Удаленность вносит дополнительные проблемы. Выполнение вызывающей программы и вызываемой локальной процедуры в одной машине реализуется в рамках единого процесса. Но в реализации RPC участвуют как минимум два процесса - по одному в каждой машине. В случае если один из них аварийно завершится, могут возникнуть следующие ситуации:

При аварии вызывающей процедуры удаленно вызванные процедуры становятся «осиротевшими»;

При аварийном завершении удаленных процедур становятся «обездоленными родителями» вызывающие процедуры, которые будут безрезультатно ожидать ответа от удаленных процедур.

Кроме того, существует ряд проблем, связанных с неоднородностью языков программирования и операционных сред: структуры данных и структуры вызова процедур, поддерживаемые в каком-либо одном языке программирования, не поддерживаются точно таким же способом в других языках.

Рассмотрим, каким образом технология RPC, лежащая в основе многих распределенных операционных систем, решает эти проблемы.

Чтобы понять работу RPC, рассмотрим сначала выполнение вызова локальной процедуры в автономном компьютере. Пусть это, например, будет процедура записи данных в файл:

m.= my_write(fd,buf.length);

Здесь fd - дескриптор файла, целое число, buf - указатель на массив символов, length - длина массива, целое число.

Чтобы осуществить вызов, вызывающая процедура помещает указанные параметры в стек в обратном порядке и передает управление вызываемой процедуре my_write. Эта пользовательская процедура после некоторых манипуляций с данными символьного массива buf выполняет системный вызов write для записи данных в файл, передавая ему параметры тем же способом, то есть помещая их в стек (при реализации системного вызова они копируются в стек системы, а при возврате из него результат помещается в пользовательский стек). После того как процедура my_write выполнена, она помещает возвращаемое значение m в регистр, перемещает адрес возврата и возвращает управление вызывающей процедуре, которая выбирает параметры из стека, возвращая его в исходное состояние. Заметим, что в языке С параметры могут вызываться по ссылке (by name), представляющей собой адрес глобальной области памяти, в которой хранится параметр, или по значению (by value), в этом случае параметр копируется из исходной области памяти в локальную память процедуры, располагаемую обычно в стековом сегменте. В первом случае вызываемая процедура работает с оригинальными значениями параметров и их изменения сразу же видны вызывающей процедуре. Во втором случае вызываемая процедура работает с копиями значений параметров, и их изменения никак не влияют на значение оригиналов этих переменных в вызывающей процедуре. Эти обстоятельства весьма существенны для RPC.

Решение о том, какой механизм передачи параметров использовать, принимается разработчиками языка. Иногда это зависит от типа передаваемых данных. В языке С, например, целые и другие скалярные данные всегда передаются по значению, а массивы - по ссылке.

Рисунок 69 иллюстрирует передачу параметров вызываемой процедуре: стек до выполнения вызова write (а), стек во время выполнения процедуры (б), стек после возврата в вызывающую программу (в).

Рис. 69. Передача параметров вызываемой процедуре

Идея, положенная в основу RPC, состоит в том, чтобы вызов удаленной процедуры по возможности выглядел так же, как и вызов локальной процедуры. Другими словами, необходимо сделать механизм RPC прозрачным для программиста: вызывающей процедуре не требуется знать, что вызываемая процедура находится на другой машине, и наоборот.

Механизм RPC достигает прозрачности следующим образом. Когда вызываемая процедура действительно является удаленной, в библиотеку процедур вместо локальной реализации оригинального кода процедуры помещается другая версия процедуры, называемая клиентским стабом (stub - заглушка). На удаленный компьютер, который выполняет роль сервера процедур, помещается оригинальный код вызываемой процедуры, а также еще один стаб, называемый серверным стабом . Назначение клиентского и серверного стабов - организовать передачу параметров вызываемой процедуры и возврат значения процедуры через сеть, при этом код оригинальной процедуры, помещенной на сервер, должен быть полностью сохранен. Стабы используют для передачи данных через сеть средства подсистемы обмена сообщениями, то есть существующие в ОС примитивы send и receive. Иногда в подсистеме обмена сообщениями выделяется программный модуль, организующий связь стабов с примитивами передачи сообщений, называемый модулем RPCRimtime.

Подобно оригинальной процедуре, клиентский стаб вызывается путем обычной передачи параметров через стек (рис. 69), однако затем вместо выполнения системного вызова, работающего с локальным ресурсом, происходит формирование сообщения, содержащего имя вызываемой процедуры и ее параметры (рис. 70).

Рис. 70. Выполнение удаленного вызова процедуры

Эта операция называется операцией упаковки параметров. После этого клиентский стаб обращается к примитиву send для передачи этого сообщения удаленному компьютеру, на который помещена реализация оригинальной процедуры. Получив из сети сообщение, ядро ОС удаленного компьютера вызывает серверный стаб, который извлекает из сообщения параметры и вызывает обычным образом оригинальную процедуру. Для получения сообщения серверный стаб должен предварительно вызвать примитив receive, чтобы ядро знало, для кого пришло сообщение. Серверный стаб распаковывает параметры вызова, имеющиеся в сообщении, и обычным образом вызывает оригинальную процедуру, передавая ей параметры через стек. После окончания работы процедуры серверный стаб упаковывает результат ее работы в новое сообщение и с помощью примитива send передает сообщение по сети клиентскому стабу, а тот возвращает обычным образом результат и управление вызывающей процедуре. Ни вызывающая процедура, ни оригинальная вызываемая процедура не изменились оттого, что они стали работать на разных компьютерах.

Стабы могут генерироваться либо вручную, либо автоматически. В первом случае программист использует для генерации ряд вспомогательных функций, которые ему предоставляет разработчик средств RPC. Программист при этом способе получает большую свободу в выборе способа передачи параметров вызова и применении тех или иных примитивов передачи сообщений, однако этот способ связан с большим объемом ручного труда.

Автоматический способ основан на применении специального языка определения интерфейса (Interface Definition Language, IDL). С помощью этого языка программист описывает интерфейс между клиентом и сервером RPC. Описание включает список имен процедур, выполнение которых клиент может запросить у сервера, а также список типов аргументов и результатов этих процедур. Информация, содержащаяся в описании интерфейса, достаточна для выполнения стабами проверки типов аргументов и генерации вызывающей последовательности. Кроме того, описание интерфейса содержит некоторую дополнительную информацию, полезную для оптимизации взаимодействия стабов, например каждый аргумент помечается как входной, выходной или играющий и ту, и другую роли (входной аргумент передается от клиента серверу, а выходной - в обратном направлении). Интерфейс может включать также описание общих для клиента и сервера констант. Необходимо подчеркнуть, что обычно интерфейс RPC включает не одну, а некоторый набор процедур, выполняющих взаимосвязанные функции, например функции доступа к файлам, функции удаленной печати и т. п. Поэтому при вызове удаленной процедуры обычно необходимо каким-то образом задать нужный интерфейс, а также конкретную процедуру, поддерживаемую этим интерфейсом. Часто интерфейс также называют сервером RPC, например файловый сервер, сервер печати.

После того как описание интерфейса составлено программистом, оно компилируется специальным IDL-компилятором, который вырабатывает исходные модули клиентских и серверных стабов для указанных в описании процедур, а также генерирует специальные файлы-заголовки с описанием типов процедур и их аргументов. Генерации исходных модулей и файлов-заголовков стабов выполняются для конкретного языка, программирования, например для языка С. После этого исходные модули интерфейса могут включаться в любое приложение наряду с любыми другими модулями как написанными программистом, так и библиотечными, компилироваться и связываться в исполняемую программу стандартными средствами инструментальной системы программирования.

Механизм RPC оперирует двумя типами сообщений: сообщениями-вызовами, с помощью которых клиент запрашивает у сервера выполнение определенной удаленной процедуры и передает ее аргументы; сообщениями-ответами, с помощью которых сервер возвращает результат работы удаленной процедуры клиенту.

С помощью этих сообщений реализуется протокол RPC, определяющий способ взаимодействия клиента с сервером. Протокол RPC обычно не зависит от транспортных протоколов, с помощью которых сообщения RPC доставляются по сети от клиента к серверу и обратно. При использования в сети стека протоколов TCP/IP это могут быть протоколы TCP или UDP, в локальных сетях часто используется также NetBEUI/NetBIOS или IPX/SPX.

Типичный формат двух типов сообщений, используемых RPC, показан на рисунке 71.

Рис. 71. Формат сообщений RPC

Тип сообщения позволяет отличить сообщения-вызовы от сообщений-ответов. Поле идентификатора удаленной процедуры в сообщении-вызове позволяет серверу понять, вызов какой процедуры запрашивает в сообщении клиент (процедуры идентифицируются не именами, а номерами, которые при автоматической генерации стабов присваивает им IDL-компилятор, а при ручной - программист). Поле аргументов имеет переменную длину, определяемую количеством и типом аргументов вызываемой процедуры. В поле идентификатора сообщения помещается порядковый номер сообщения, который полезен для обнаружения фактов потерь сообщений или прихода дубликатов сообщений. Кроме того, этот номер позволяет клиенту правильно сопоставить полученный от сервера ответ со своим вызовом в том случае, когда ответы приходят не в том порядке, в котором посылались вызовы. Идентификатор клиента нужен серверу для того, чтобы знать, какому клиенту нужно отправить результат работы вызываемой процедуры. Это поле может также использоваться в процедурах аутентификации клиента, если эти процедуры предусмотрены протоколом RPC.

Поле статуса и результата в сообщениях-ответах позволяют серверу сообщить клиенту об успешном выполнении удаленной процедуры или же о том, что при попытке выполнения процедуры была зафиксирована ошибка определенного типа. Сервер может столкнуться с различными ситуациями, препятствующими нормальному выполнению процедуры. Такие ситуации могут возникнуть еще до выполнения, так как клиенту может быть не разрешено выполнять данную процедуру, клиент может неправильно сформировать аргументы процедуры, клиентом могут использоваться версии интерфейса, не удовлетворяющие сервер, и т. п. Выполнение процедуры также может привести к ошибке, например связанной с делением на ноль. Все эти ситуации должны корректно обрабатываться стабом клиента и соответствующие коды ошибок должны передаваться в вызывающую процедуру.

Для устойчивой работы серверов и клиентов RPC необходимо каким-то образом обрабатывать ситуации, связанные с потерями сообщений, которые происходят из-за ошибок сети (эти ошибки транспортные протоколы пытаются компенсировать, но все равно некоторая вероятность потерь все же остается) или же по причине краха операционной системы и перезагрузки компьютера (здесь транспортные протоколы исправить ситуацию не могут). Протокол RPC использует в таких случаях механизм тайм-аутов с повторной передачей сообщений. Для того чтобы сервер мог повторно переслать клиенту потерянный результат без необходимости передачи от клиента повторного вызова, в протокол RPC иногда добавляется специальное сообщение - подтверждение клиента, которое тот посылает при получении ответа от сервера.

Рассмотрим вопрос о том, как клиент узнает место расположения сервера, которому необходимо послать сообщение-вызов. Процедура, устанавливающая соответствие между клиентом и сервером RPC, носит название связывание (binding). Методы связывания, применяемые в различных реализациях RPC, отличаются:

Способом задания сервера, с которым хотел бы быть связанным клиент;

Способом обнаружения сетевого адреса (места расположения) требуемого сервера процессом связывания;

Стадией, на которой происходит связывание.

Метод связывания тесно связан с принятым методом именования сервера. В наиболее простом случае имя или адрес сервера RPC задается в явной форме, в качестве аргумента клиентского стаба или программы-сервера, реализующей интерфейс определенного типа. Например, можно использовать в качестве такого аргумента IP-адрес компьютера, на котором работает некоторый RPC-сервер, и номер TCP/UDP порта, через который он принимает сообщения-вызовы своих процедур. Основной недостаток такого подхода - отсутствие гибкости и прозрачности. При перемещении сервера или при существовании нескольких серверов клиентская программа не может автоматически выбрать новый сервер или тот сервер, который в данный момент наименее загружен. Тем не менее во многих случаях такой способ вполне приемлем и ввиду своей простоты часто используется на практике. Необходимый сервер часто выбирает пользователь, например, путем просмотра списка или графического представления имеющихся в сети разделяемых файловых систем (набор этих файловых систем может быть собран операционной системой клиентского компьютера за счет прослушивания широковещательных объявлений, которые периодически делают серверы). Кроме того, пользователь может задать имя требуемого сервера на основании заранее известной ему информации об адресе или имени сервера.

Подобный метод связывания можно назвать полностью статическим. Существуют и другие методы, которые являются в той или иной степени динамическими, так как не требуют от клиента точного задания адреса RPC-сервера, вплоть до указания номера порта, а динамически находят нужный клиенту сервер.

Динамическое связывание требует изменения способа именования сервера. Наиболее гибким является использование для этой цели имени RPC-интерфейса, состоящего из двух частей:

Типа интерфейса;

Экземпляра интерфейса.

Тип интерфейса определяет все характеристики интерфейса, кроме его месторасположения. Это те же характеристики, который имеются в описании для IDL-компилятора, например файловая служба определенной версии, включающая процедуры open, close, read, write, и т. п. Часть, описывающая экземпляр интерфейса, должна точно задавать сетевой адрес сервера, который поддерживает данный интерфейс. Если клиенту безразлично, какой сервер его будет обслуживать, то вторая часть имени интерфейса опускается.

Динамическое связывание иногда называют импортом/экспортом интерфейса: клиент импортирует интерфейс, а сервер его экспортирует.

В том случае, когда для клиента важен только тип интерфейса, процесс обнаружения требуемого сервера в сети с экземпляром интерфейса определенного типа может быть построен двумя способами:

С использованием широковещания;

С использованием централизованного агента связывания.

Эти два способа характерны для поиска сетевого ресурса любого типа по его имени, они уже рассматривались в общем виде в подразделе «Способы адресации» раздела «Механизм передачи сообщений в распределенных системах». Первый способ основан на широковещательном распространении по сети серверами RPC имени своего интерфейса, включая и адрес экземпляра. Применение этого способа позволяет автоматически балансировать нагрузку на несколько серверов, поддерживающий один и тот же интерфейс, - клиент просто выбирает первое из подходящих ему объявлений.

Схема с централизованным агентом связывания предполагает наличие в сети сервера имен, который связывает тип интерфейса с адресом сервера, поддерживающего такой интерфейс. Для реализации этой схемы каждый сервер RPC должен предварительно зарегистрировать тип своего интерфейса и сетевой адрес у агента связывания, работающего на сервере имен. Сетевой адрес агента связывания (в формате, принятом в данной сети) должен быть известным адресом как для серверов RPC, так и для клиентов. Если сервер по каким-то причинам не может больше поддерживать определенный RFC-интерфейс, то он должен обратиться к агенту и отменить свою регистрацию. Агент связывания на основании запросов регистрации ведет таблицу текущего наличия в сети серверов и поддерживаемых ими RFC-интерфейсов.

Клиент RFC для определения адреса сервера, обслуживающего требуемый интерфейс, обращается к агенту связывания с указанием характеристик, задающих тип интерфейса. Если в таблице агента связывания имеются сведения о сервере, поддерживающем такой тип интерфейса, то он возвращает клиенту его сетевой адрес. Клиент затем кэширует эту информацию для того, чтобы при последующих обращениях к процедурам данного интерфейса не тратить время на обращения к агенту связывания.

Агент связывания может работать в составе общей централизованной справочной службы сети, такой как NDS, X.500 или LDAP (справочные службы более подробно рассматриваются в следующей главе).

Описанный метод, заключающийся в импорте/экспорте интерфейсов, обладает высокой гибкостью. Например, может быть несколько серверов, поддерживающих один и тот же интерфейс, и клиенты распределяются по серверам случайным образом. В рамках этого метода становится возможным периодический опрос серверов, анализ их работоспособности и, в случае отказа, автоматическое отключение, что повышает общую отказоустойчивость системы. Этот метод может также поддерживать аутентификацию клиента. Например, сервер может определить, что доступ к нему разрешается только клиентам из определенного списка.

Однако у динамического связывания имеются недостатки, например дополнительные накладные расходы (временные затраты) на экспорт и импорт интерфейсов. Величина этих затрат может быть значительна, так как многие клиентские процессы существуют короткое время, а при каждом старте процесса процедура импорта интерфейса должна выполняться заново. Кроме того, в больших распределенных системах может стать узким местом агент связывания, и тогда необходимо использовать распределенную систему агентов, что можно сделать стандартным способом, используя распределенную справочную службу (таким свойством обладают службы NDS, X.500 и LDAP).

Необходимо отметить, что и в тех случаях, когда используется статическое связывание, такая часть адреса, как порт сервера интерфейса (то есть идентификатор процесса, обслуживающего данный интерфейс), определяется клиентом динамически. Эту процедуру поддерживает специальный модуль RPCRuntime, называемый в ОС UNIX модулем отображения портов (portmapper), а в ОС семейства Windows - локатором RFC (RPC Locator). Этот модуль работает на каждом сетевом узле, поддерживающем механизм RPC, и доступен по хорошо известному порту TCP/UDP. Каждый сервер RPC, обслуживающий определенный интерфейс, при старте обращается к такому модулю с запросом о выделении ему для работы номера порта из динамически распределяемой области (то есть с номером, большим 1023). Модуль отображения портов выделяет серверу некоторый свободный номер порта и запоминает это отображение в своей таблице, связывая порт с типом интерфейса, поддерживаемым сервером. Клиент RPC, выяснив каким-либо образом сетевой адрес узла, на котором имеется сервер RPC с нужным интерфейсом, предварительно соединяется с модулем отображения портов по хорошо известному порту и запрашивает номер порта искомого сервера. Получив ответ, клиент использует данный номер для отправки сообщений - вызовов удаленных процедур. Механизм очень похож на механизм, лежащий в основе работы агента связывания, но только область его действия ограничивается портом одного компьютера.

Многие пользователи компьютерных систем слышали о таких понятиях, как удаленные процедуры, вызов удаленных процедур или RPC. Вот только далеко не все представляют себе, что это за технологии, как они работают и для чего нужны. А ведь многие из тех, кто отключил данную службу в Windows-системах, зачастую могут получать и ошибки, относящиеся к критическим сбоям. Об этом и многом другом далее пойдет речь.

Удаленный вызов процедур: что это?

Начать стоит с некоторых теоретических сведений. Как считается, удаленные процедуры (вызов удаленных процедур) - это механизм, позволяющий запускать или использовать какие-либо функции компьютерных систем в отличном от используемого терминала адресном пространстве. Проще говоря, это способ доступа к удаленному компьютеру, например, через локальную сеть или интернет-подключение.

Однако удаленные процедуры (вызов удаленных процедур), обозначаемые как RPC (сокращение от английского Remote Procedure Call), можно отнести не только к удаленным компьютерам. На локальном уровне такие технологии тоже применяются. В качестве простейшего примера можно привести вызов определенной функции одной программы из другого приложения посредством взаимодействия через специальные библиотеки.

Кроме того, абсолютно во всех версиях Windows имеется такая служба, а при ее отключении или отказе работоспособности модификация XP не работает вообще.

Принцип действия

Как правило, служба «Удаленный вызов процедур RPC» для работы в режиме клиент-сервер требует наличия как минимум двух основных компонентов: сетевого протокола для обмена данными и языка сериализации (перевода какого-то процесса или информационной структуры данных в битовую последовательность).

Архитектуры могут быть совершенно разными и отличающимися по своим возможностям. Но для обмена данными на так называемом транспортном уровне чаще всего применяются протоколы UDP и TCP, реже - HTTP.

Чтобы не вдаваться в технические аспекты, самым простым объяснением принципа работы таких технологий может стать следующие пример: клиентский процесс формирует запрос серверу с описанием выбранной процедуры с указанными параметрами и отправляет его, после чего сервер выполняет требуемую директиву и отправляет клиенту ответ, который отображается на клиентской машине. Однако сам серверный обработчик находится, так сказать, в режиме ожидания и активируется только в моменты получения клиентских запросов. При этом совсем не обязательно, чтобы выполнение схемы «запрос-ответ» производилось немедленно.

При этом максимальный эффект производительности достигается при обмене относительно малыми объемами данных и небольшим временем отклика компонентов, между которыми установлена интерактивная связь.

Удаленные процедуры (вызов удаленных процедур): характерные черты и реализации

Таким образом, можно выделить две главные особенности названных технологий:

  • асимметричность (инициация выполнения удаленной процедуры только одной из сторон);
  • синхронность (приостановка вызывающей процедуры с момента инициации запроса и возобновление после отправки ответа).

Что же касается реализаций, удаленные процедуры (вызов удаленных процедур) сегодня используют несколько базовых технологий, среди которых наиболее широко применяются следующие:

  • DCE/RPC - бинарный протокол на основе TCP/IP, SMB/SIFC и т. д.;
  • DCOM - объектно-ориентированное дополнение с возможностью передачи ссылок на объекты и вызовом методов их обработки;
  • JSON-RPC - текстовый протокол, основанный на HTTP;
  • .NET Remoting - бинарный протокол на основе UDP, TCP и HTTP;
  • JAVA RMI;
  • SOAP;
  • XML RPC;
  • SUN RPC;
  • ZeroC ICE;
  • Routix.RPC и др.

Проблемы и задачи

Теперь несколько слов о недостатках. Самая главная проблема, а соответственно, и задача реализации, состоит в том, что одна и та же операция вызова удаленной процедуры через узел службы «Удаленный вызов процедур» должна одновременно выполняться на разных машинах, причем зачастую с различными операционными системами, адресными пространствами и архитектурой. В процессе данные параметров должны копироваться с одного терминала на другой. Для этого используется не только транспортный протокол, но и сериализация, позволяющая преобразовать в байтовую последовательность разные типы данных.

Второй момент связан с тем, что удаленные процедуры (вызов удаленных процедур) используют не один процесс, как на локальном уровне, а два (на клиентской машине и на сервере). Посему аварийное завершение программы на одном из терминалов может вызвать такую же реакцию и на другом.

Наконец, одной из основных называется проблема совместимости ввиду неоднородности некоторых языков программирования, несмотря даже на установленные единые стандарты.

Основные типы подсистем

Удаленный вызов процедур Windows 10 или любой другой системы рангом ниже подразумевает использование специальных подсистем:

  • транспортная подсистема, предназначенная для управления исходящими и входящими подключениями с гарантированной доставкой пакетов данных;
  • пул-протоколов - концепция выполнения процедуры на вызываемом терминале;
  • сериализация (маршалинг) - преобразование потоков данных в стандартные байтовые коды, независящие от архитектуры;
  • шифрование отправляемых и принимаемых пакетов с наложением на них цифровой подписи;
  • система аутентификации и авторизации.

Какие типы программ требуют выполнения RPC?

Если же говорить о том, какие программные модули операционных систем требуют держать службу RPC включенной, все их перечислить просто невозможно.

Но среди всем известных компонентов Windows-систем можно отметить службу факсов, службы криптографии, регистрацию ошибок, справку и поддержку, доступ к устройствам HID, службу сообщений (Messenger), администрирование дисков и логических разделов, управление съемными накопителями, аудиосистему, установщик Windows и еще бог весть что.

Думается, этого списка достаточно, чтобы понять, насколько многие компоненты системы, да и сам пользователь, зависимы от этой службы.

На что влияет RPC

Вообще, исходя из предыдущего описания, можно оценить влияние RPC. Так, например, известно немало случаев, когда при отключении этой службы полностью пропадал звук, невозможным оказывалось восстановление системы после критических сбоев или инициированное пользователем, «слетали» настройки беспроводной сети.

Но самое печальное состоит в том, что, если отключить удаленный вызов процедур RPC, иногда бывает невозможно даже получить доступ к основным настройкам системы, будь пользователь хоть трижды администратором на собственном терминале.

Можно ли отключить эту службу

По большому счету, многие пытались (и пытаются) службу «Удаленный вызов процедур» отключить. Делать это категорически запрещается. В общем-то, и сама система при осуществлении такой попытки сделать этого не даст, выдав соответствующее уведомление.

Но не все знают, что в разделе службы (services.msc) есть еще такая штука, как «Локатор удаленного вызова процедур RPC». Вот его-то как раз и можно отключить безболезненно для системы. Приложения, которые могут его использовать в своей работе, самостоятельно вызовут сервис при необходимости.

Устранение сбоев и ошибок

Наконец, посмотрим, что можно сделать, если выдается ошибка при удаленном вызове процедуры. В самом простом случае можно попытаться включить службу заново (если, конечно, получится).

Для этого в соответствующем разделе, где находится искомая служба, двойным кликом вызывается меню редактирования параметров, нажимается кнопка включения, а сам тип включения устанавливается на автоматический. Если проделать такую процедуру при стандартной загрузке системы не представляется возможным, можно попытаться произвести аналогичные действия в безопасном режиме. Некоторые специалисты советуют заодно на время проведения действий на всякий случай отключить антивирусное ПО.

Если это не поможет, но под рукой имеется установочный или восстановительный диск системы, можно запустить командную консоль с правами администратора (загружаться с диска не нужно) и прописать в ней такие команды:

  • cd z:\i386 (Z - литера оптического привода) ;
  • expand explorer.ex_ %TEMP%\explorer.exe;
  • expand svchost.ex_ %TEMP%\svchost.exe.

После этого запускаем «Диспетчер задач» (Ctrl + Del + Alt или taskmgr в меню «Выполнить») и завершаем процесс Explorer.exe.

В «Диспетчере» останавливаем все процессы svhost.exe, после чего в течение 60 секунд нужно успеть в командой строке ввести строку copy %TEMP%\svchost.exe %systemroot%\system32 /y.

Наконец, если есть доступ к редактору системного реестра (regedit) восстановлен, нужно пройти по ветке HKCC через разделы SYSTEM и CurrentControlSet и добраться до параметра CSConfigFlags, изменив его значение на ноль.

Это далеко не все методы исправления ошибок, связанных с RPC. Дело в том, что, если эта служба повлекла за собой нарущения в работе других сервисов, возможно, сначала придется устранять проблемы с их работоспособностью, а только потом предпринимать какие-то действия в отношении RPC. И не всегда к вышеописанным параметрам и настройкам можно получить полный доступ. Если уж совсем ничего не получится, как это ни плачевно звучит, придется полностью переустанавливать операционную систему, хотя хочется надеяться, что до этого дело не дойдет.

Заключение

Вот кратко и все, что касается технологии и службы RPC. На самом деле все это выглядит намного сложнее, нежели было представлено в данном описании, и для полного понимания вопроса необходимо обладать хотя бы начальными знаниями. Но для того, чтобы иметь об RPC общее представление, этого пока достаточно.

Что же касается отключения, не вздумайте заниматься подобными вещами, иначе вся система откажет. Приведенные решение по исправлению сбоев обычно помогают, но полной гарантии все равно дать нельзя, ведь деактивация службы могла вызвать сбои и в других компонентах.

Очень важный механизм для приложений "клиент-сервер" обеспечивается RPC (Remote Procedure Call ). RPC был разработан Sun Micrsystems, и эта система представляет собой набор инструментальных средств и библиотечных функций. В частности на RPC работают NIS (Network Information System) и NFS (Network File System).

Сервер RPC состоит из системы таких процедур, что клиент может обратится, посылая RPC-запрос к серверу вместе с параметрами процедуры. Сервер вызовет обозначенную процедуру и вернет значение возврата процедуры, если оно есть. Чтобы быть машинно-независимыми, все данные, которыми обмениваются клиент и сервер, преобразуются к так называемому внешнему представлению данных (External Data Representation , XDR). RPC связан с сокетами UDP и TCP для передачи данных в формате XDR. Sun объявила RPC как public domain, и его описание доступно в серии документов RFC.

Иногда изменения в приложениях RPC вводят несовместимость в процедуру вызова интерфейса. Конечно, при простом изменении сервер разрушил бы все приложения, которые все еще ожидают прежних вызовов. Следовательно, RPC-программы имеют номера версии, приписываемые им, обычно начинающиеся с 1. Каждая новая версия RPC следит за номером версии. Часто сервер может предлагать несколько версий одновременно. Клиенты в этом случае указывают номером версии, которую они хотят использовать.

Сетевая связь между серверами и клиентами RPC немного особая. RPC-сервер предлагает одну или более системных процедур, каждое множество таких процедур называется программой (program ) и однозначно идентифицировано номером программы (program number ). Список имен сервисов обычно хранится в /etc/rpc , пример которого приведен ниже.

Пример 12-4. Образец файла /etc/rpc

# # /etc/rpc - miscellaneous RPC-based services # portmapper 100000 portmap sunrpc rstatd 100001 rstat rstat_svc rup perfmeter rusersd 100002 rusers nfs 100003 nfsprog ypserv 100004 ypprog mountd 100005 mount showmount ypbind 100007 walld 100008 rwall shutdown yppasswdd 100009 yppasswd bootparam 100026 ypupdated 100028 ypupdate

В TCP/IP сетях перед авторами RPC стояла задача отображения номеров программ на общие сетевые услуги. Каждый сервер обеспечивает TCP и UDP порт для каждой программы и каждой версии. Вообще, RPC-приложения используют UDP для передачи данных и возвращаются обратно к TCP тогда, когда данные, которые надо передать, не вписываются в единственную датаграмму UDP.

Конечно, клиентские программы должны иметь способ выяснить, который порт соответсвует номеру программы. Использование для этого файла конфигурации было бы слишком негибким; с тех пор, как RPC-приложения не используют зарезервированные порты, нет никакой гарантии, что порт не занят каким-то приложением и доступен нам. Следовательно, RPC-приложения выбирают любой порт, который они могут получить, и регистрируют это с помощью portmapper daemon . Клиент, который хочет войти в контакт с сервисом с данным номером программы, сначала сделает запрос portmapper для выяснения номера порта нужного сервиса.

Этот метод имеет тот недостаток, что вводит единственную точку отказа, очень похожую на inetd daemon. Однако, этот случай немного хуже, потому что когда portmapper валится, вся информация RPC о портах теряется. Это обычно значит, что Вы должны перезапустить все RPC-серверы вручную или перезагрузить машину.

В Linux portmapper называется /sbin/portmap или /usr/sbin/rpc.portmap . Кроме того, что он должен быть запущен из скрипта запуска сети, рortmapper не требует никакой работы по конфигурации.